Посадка

Сбор полезного и нужного правил рецептов и советов.
Сюда будем помещать то что стоит прочитать новичкам.
Данный раздел закрыт для публикации, это скорее справочник.

Модераторы: lordworld, elementale, Demyan Очумелкин, Sekard

Посадка

Сообщение Oleg.A » 09 мар 2008, 22:19

ПОСАДКА

привет фолкс,
понаблюдав как за начинающими пилотами на поле нашего клуба, так и за многими "опытными" асами, я нашел, что многие даже не имеют понятия вернуть самолет на землю в целости и сохранности. Народ часто гробит самолеты по той простой причине, что не знают, что такое посадка, и с чем ее едят.
Большинство пилотов садят самолет интуитивно, просто буквально "постепенно приближаясь" к земле, полагаясь на везение.

Между тем, еще лет двадцать назад один умный человек объяснил мне как осуществляется приземление самолета. с тех пор, поняв как это делается, я ни разу не имел проблем с посадкой самолета и, если я и разбивал модель, то только по каким-то другим причинам.

думаю что всем будет интересно узнать, что посадка любого самолета состоит из пяти, четко разделяемых стадий.
вот они:

1. заход на посадку
2. снижение
3. выравнивание
4. выдерживание
5. посадка

если кого-то интересует что из себя представляет каждая стадия посадки, могу расписать подробнее.

1. заход на посадку.
В просторечье называется "заход по коробочке" или просто "коробочка," начинается с того, что вы проходите над посадочной полосой против ветра. Выйдя за пределы полосы, делаете поворот от себя на 90 градусов, летите пару секунд горизонтально и ровно, затем еще один поворот на 90 градусов. таким образом самолет начинает лететь в обратном направлении - по ветру.
Чтобы выполнять этот маневр красиво, держите постоянную высоту, повороты выполняйте с постоянным креном и с постоянным радиусом.
Выровняйте самолет против ветра, когда самолет оказывается за пределами взлетной полосы, делаете следующий поворот на 90 градусов по направлению к себе.
Наконец, последние 90 градусов, выравнивайте самолет против ветра, и начинайте постепенное (градусов 3-5) снижение.
В этот момент модель должна быть точно на оси посадочной полосы, на расстоянии примерно 50-100 метров от ее начала, расстояние зависит от размера самолета, веса и т.д. определяется опытным путем.
Заход на посадку завершен.

2. снижение
сбросьте газ до "чуть больше холостого хода" и продолжайте снижение, на этой стадии посадки важно держать крыло строго горизонтально а угол тангажа постоянным. другими словами самолет должен пикировать с постоянным небольшим отрицательным углом тангажа.
если ветра нет или он очень слабый как правило газ должен быть в районе холостого хода. если есть ветер, холостого хода может не хватить. вам нужна тяга для того, чтобы не остановить самолет против ветра и не свалить его в штопор.
если ветер дует не прямо вдоль полосы а с небольшим углом, продолжайте держать самолет вдоль оси полосы, подправляя модель рулем поворота. самолет будет лететь со скольжением, т.е. ось фюзеляжа будет расположена под углом по отношению к оси посадочной полосы,
это широко распространенная ошибка - взлетать и садиться не вдоль полосы, а вдоль ветра, впрочем поговорим об этом позднее, это уже нюансы.
Мы рассматриваем идеальный случай, когда ветер дует точно вдоль полосы,
продолжайте пикировать до высоты примерно 1 метра, самолет должен достигнуть этой высоты примерно там где начинается полоса, в этот момент, прекратите пикирование, подав ручку высоты легким движением на себя, газ сбросьте до холостого, стадия снижения закончена.

3. выравнивание
выровняйте самолет по тангажу, добившись ровного горизонтального полета.
Важно не перебрать ручку на себя. при слишком большом рывке рулем высоты, самолет может резко задраться, потерять скорость, как результат потерять управляемость и свалиться. это и называется срывная скорость.
Помните, для того чтобы аэродинамические рули продолжали действовать - нужна скорость руля относительно воздуха, чем меньше нагрузка на крыло, тем ниже срывная скорость, как правило,
при достаточно сильном ветре самолет может быть неподвижен относительно земли, но по прежнему управляться.
Очень-очень плавным и нежным движением ручки добейтесь того, чтобы самолет принял горизонтальное положение, но не задирал нос,
началась стадия выдерживания.

4. выдерживание
ваша задача - выдержать самолет в горизонтальном положении некоторое время, не давая ему пикировать и не давая задирать нос.
Поскольку тяга винта почти равна нулю, самолет движется по инерции, модель за счет собственного сопротивления автоматически начнет терять скорость и снижаться, перед самым касанием земли, немного подеберите ручку на себя, следя за тем, чтобы самолет сел на "три точки", если это заднеколесная схема шасси. Если, у вас передняя стойка, самолет должен коснуться земли сначала задними колесами, и только потом плавно опустить нос.
Если посадочная скорость будет слишком велика, ожидайте "козления" - самолет отскочит от земли и затем снова приземлится и т.д. тут все определяет только опыт. Если модель летит горизонтально и не снижается, значит либо тяга винта все еще велика, либо ветер слишком силен, надо слегка подзадрать нос или сбросить до упора газ. Если, вы чувствуете, что полосы вам не хватает, чтобы закончить маневр, лучше плавно добавьте газ и зайдите на посадку снова. Лучше зайти на посадку десять раз, чем один раз грохнуть модель.
Как правило эта стадия, самая важная, отсутствует при посадке у большинства чайников. и наоброт, обратите внимание, как садятся чемпионы. весь посадочный маневр четко разделен на эти пять стадий.

5. посадка
как только самолет коснется земли, считайте все самое страшное позади.
если конечно на полосе не окажется ям или коровьих какашек.

вот такие дела

Перечитав почти все наставления к полетам для новичков, вы найдете одну и ту же фразу "совершать посадку надо ТОЛЬКО с выключенным двигателем"!

никогда не видел таких странных наставлений.
я конечно же описал классический маневр. жизнь всегда вносит свои коррективы. когда я сто лет назад гонялся в классе F3D, приходилось ВСЕГДА сажать самолет с заглушенным двигателем, просто потому, что конструкция двигателя не предусматривала радиоуправляемого карбюратора. мы просто глушили двигатель и планировали на посадку, имея один единственный шанс совершить посадку.
если же у вас не гоночная модель, то глушить двигатель я, считаю, неразумно. представьте пассажирский лайнер заходит на посадку, пилот глушит двигателя и объявляет, что он постарается использовать единственный шанс посадить самолет.
пассажиры в полной тишине делают в штаны и молятся за спасение души. глупо.

как я уже сказал, если вы чувствуете, что пролетаете ВПП, лучше дать газу и зайти на посадку снова. если нужно - еще раз и еще, и еще, пока не приземлите модель правильно и благополучно.

я вообще в начале сезона первые несколько полетов только и делаю, что захожу на посадку и снова взлетаю, чтобы восстановить все навыки. мне вообще нарвится выполнять этот маневр - посадку.

глушу я двигатель только после того, как окончательно уверен, что модель на земле. обычно я подгоняю самолет обратно как только можно ближе к себе и потом только глушу мотор.

что касается травы, то у нас в клубе лужайка косится регулярно и взлетать и садиться на нее одно удовольствиие.
если ваш самолет капотирует при посадке, значит скорее всего вы посадили его не правильно или стойка шасси слишком близка к ЦТ. просто отклоните ее немного вперед и самолет почувствует себя гораздо лучуше. естественно маленькая модель с маленьким диаметром колес на высокой стерне будет чувствовать себя неуютно. тут уж ничего не поделаешь.

если трава высокая, то скорее всего вы запускаете самолет с рук и это небольшая модель. как правильно сказал кто-то, на стадии выдерживания пострайтесь подвесить самолет в момент касания, добившись того, чтобы скорость стала почти равна нулю и модель мягко плюхнется в траву.
в этом случае конечно, вам придется глушить двигатель еще на стадии захода на посадку и у вас будет только один шанс.

забыл упомянуть еще одну вещь.
в момент совершения посадки, особенно на стадии выдерживания, пострайтесь не дергать ручки, а двигать их очень плавно. резкие движения рулями на маленьких скоростях всегда приводят к срыву.
впрочем нежное обращение с ручками управления должно быть правилом во время любой стадии полета. это тоже самое что водить автомобиль. неопытного водителя всегда видно на дороге за версту. машина дергается, совершает нелепые резкие маневры. сразу видно, что не водитель управляет машиной, а машина управляет водителем.

самая распространенная ошибка новичков в управлении моделью - несвоевременная корректировка отклонений модели от нужного положения. понаблюдайте внимательно как летит модель управляемая чаником.
самолет отклоняется от горизонтали градусов на 15 и только после того, как становится уже очевидно даже слепому, что крыло не горизонтально, пилот делает резкое движение, возвращающее крыло в нейтраль. потом он снова ждет очевидного и большого отклонения и только после это предпринимает парирующее движение и снова засыпает.
другими словами самолет движется непрерывно и непредсказуемо, ручки же на передатчике просыпаются лишь время от времени. все должно быть наоборот.
нужно стараться парировать МАЛЕЙШЕЕ отклонение самолета от заданной траектории. для этого ручки на передатчике должны двигаться практически непрервывно вокруг нейтрали. старайтесь не ждать отклонения модели, а как бы предсказывать его и парировать его еще до того, как отклонение станет явным и значительным.
_______________________________________
Какая бы херня ни пришла в голову, всегда найдутся единомышленники
Аватара пользователя
Oleg.A
Бывалый
 
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 22 дек 2007, 23:25
Откуда: Красноярск

Сообщение PetrCV » 09 мар 2008, 23:44

Еще хочу добавить один момент.
На посадке очень важно работать рулем направления. По курсу корректировать самолет нужно именно им, а не элеронами. Это очень помогает при боковом ветре.
Аватара пользователя
PetrCV
модератор
 
Сообщения: 2692
Зарегистрирован: 30 ноя 2006, 14:52
Откуда: Красноярск
введите второе по величине число: 17
антиспамер: Нет


Вернуться в Полезности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0